Проверка контрагента
Часто возникает необходимость проверить контрагента на благонадежность, чтобы в дальнейшем исключить претензии налоговых органов. Иногда аналогичным образом имеет смысл проверить конкурентов, честно ли они ведут бизнес или используют фирмы однодневки, дающие им незаконные конкурентные преимущества по части налогов. А бывает, что и свой ИНН не помешает прогнать по базе – порой можно обнаружить там неожиданные сведения, не лучшим образом влияющие на имидж компании или индивидуального предпринимателя.Поиск контрагентов и проверка их благонадежности
Алгоритм поиска и проверки контрагентов, согласно письму ФНС России от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@, включает всего три шага: использование общедоступных электронных сервисов, получение выписки из ЕГРЮЛ со сведениями о контрагенте и запрос определенных документов у потенциального партнера. Но на каждом из этих этапов могут возникать сложности.На практике у большинства предпринимателей, особенно начинающих, возникает множество вопросов относительно процесса поиска и проверки контрагентов: какими инструментами нужно пользоваться, есть ли бесплатные возможности для этого, какую информацию необходимо анализировать и др. Тем более что не существует никаких стандартных правил и критериев такой проверки. Все действия, которые необходимо предпринимать, обычно вырабатываются компаниями в процессе анализа самостоятельно, исходя из оценки рисков.
Процесс проверки контрагентов держится на трех китах:
- благонадежность — намерения компании и ее отношения с государством и другими бизнес-партнерами;
- оценка — выявление основных критериев оценки и объективной информации;
- знание — понимание того, какую информацию стоит учитывать, а какую — нет.
Зачем искать и проверять контрагентов?
Проверка контрагента — это комплексная и не разовая, как многим можем показаться, работа. Но она необходима, ведь на кону — деньги и репутация компании. Не зря налоговые органы предупреждают, что ответственность за выбор контрагента полностью лежит на компании. Поэтому она должна быть заинтересована в оценке рисков и налоговых последствий, которые могут возникнуть в результате сотрудничества с сомнительными контрагентами. Если у налоговой появятся претензии к одному из ваших контрагентов, вполне вероятно, что вы невольно окажетесь вовлечены в неприятности.
Проверка новых контрагентов необходима еще и с учетом такого понятия, как «необоснованная налоговая выгода», которую, как предполагается, получают те предприниматели, которые минимизируют налогообложение, уклоняясь от налогов.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 г. № 53 перечислены все случаи, когда налоговая выгода признается необоснованной, но в целом все они сводятся к двум тезисам: налоговая выгода признается необоснованной, если налогоплательщик действовал без должной осмотрительности, так как должен был знать о допущенных контрагентом нарушениях; если налогоплательщик, его взаимозависимые или аффилированные лица совершают операции, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, которые не исполняют налоговые обязанности (п.10 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53). И если второй случай — это пример осознанных действий налогоплательщика, то первый подразумевает, что у налогоплательщика все-таки есть возможности предотвратить проблемы.
Помимо налоговых рисков при работе с контрагентом могут возникать и финансовые риски: срыв сроков поставок, поставки некачественного товара и т.д. Хорошо, если проблему можно решить путем переговоров, и поставщик готов заменить бракованный продукт или предоставить скидку на следующую партию товара в случае срыва сроков поставки. Но ведь может оказаться, что безответственное поведение контрагента — норма, и тогда вы потеряете деньги.
Чтобы увидеть «истинное лицо» контрагента, нужно осуществить несколько действий, которые позволят удостовериться в том, что вы имеете дело с действующим юридическим лицом и что ваш контрагент не похож на фирму-однодневку.
Документы, которые нужно затребовать у контрагента:
- копия устава организации;
- копия свидетельства о государственной регистрации;
- копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
- бухотчетность за год, предшествующий году заключения сделки;
- копия паспорта руководителя организации.
Быстрый поиск контрагента на сайте ФНС
На сайте ФНС предприниматели могут бесплатно воспользоваться сразу несколькими онлайн-сервисами для сбора важной информации о контрагенте.
Самое простое, что можно сделать, — осуществить поиск контрагента по ИНН на сайте ФНС. Для этого нужно выбрать вкладку «Юридическое лицо» и ввести ОГРН или ИНН юрлица или указать наименование и (опционально) регион места нахождения. Если вам необходима информация об ИП или крестьянском (фермерском) хозяйстве, то выставляйте вкладку «Индивидуальный предприниматель/КФХ», вводите ОГРНИП / ИНН или вносите ФИО и регион места жительства.
На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.
На сайте ФНС можно бесплатно найти и другую информацию о контрагенте по названию, адресу и другим критериям.
Информация | Источник |
---|---|
Сведения из ЕГРЮЛ | https://egrul.nalog.ru/ |
Задолженность по уплате налогов, непредставление налоговой отчетности более года | https://service.nalog.ru/zd.do |
Адреса массовой регистрации | https://service.nalog.ru/addrfind.do |
Регистрация изменений, вносимых в учредительные документы, или сведений, которые содержатся в ЕГРЮЛ | https://service.nalog.ru/uwsfind.do |
Дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disqualified.do |
Юрлица, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица | https://service.nalog.ru/disfind.do |
Решения регистрирующих органов о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ | http://www.vestnik-gosreg.ru/publ/fz83/ |
Лица, в отношении которых факт невозможности осуществления руководства установлен (подтвержден) в судебном порядке | https://service.nalog.ru/svl.do |
Юрлица, с которыми отсутствует связь по указанному ими адресу (внесенному в ЕГРЮЛ) | https://service.nalog.ru/baddr.do |
Физлица, которые являются руководителями или учредителями нескольких юрлиц | https://service.nalog.ru/mru.do |
Юрлица, созданные по законодательству Украины, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ | https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/registration_ip_yl/#t5 |
В 2017 году налоговая планирует запустить еще один полезный сервис, чтобы облегчить процедуру проверки новых контрагентов, обезопасить компании от сотрудничества с сомнительными партнерами и помочь вычислить однодневку.
В настоящее время, согласно ст. 102 НК («Налоговая тайна»), данные о компании могут стать открытыми только с ее согласия. Вступление в силу Федерального закона от 1.05.2016 г. № 134-ФЗ позволило внести изменения: перечень данных, которые не представляют налоговую тайну, был расширен.
С 1 июля 2017 года на сайте ФНС станут открытыми следующие сведения о юридических лицах (они будут обновляться ежегодно).
- доходы и расходы за один календарный год;
- средняя численность компании за один календарный год;
- информация об уплаченных налогах и сборах;
- сведения о налоговых нарушениях;
- задолженности, штрафы, пени.
Эти сведения организации смогут получить через интернет бесплатно.