Сам по себе переход на прямые выплаты - это, по сути, корректировка полномочий ФСС, а также его обязанностей и обязанностей страхователей-работодателей.
Так, Фонд больше не будет принимать к зачету в счет уплаты взносов расходы страхователя (абз. 6 п. 3 ст. 1, абз. 5 пп. "а" п. 4 ст. 2 законопроекта), однако начнет сам производить эти выплаты (пп. "а" п. 1 ст. 1, абз. 3 пп. "б" п. 4 ст. 2, абз. 25 п. 10 ст. 2 законопроекта).
С работодателей снимут следующие обязанности (п. 2 ст. 1, пп. "б" п. 3 ст. 2 законопроекта):
- исполнять решения Фонда о страховых выплатах по травматизму и профзаболеваниям или осуществлять выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);
- представлять документы, подтверждающие правильность расходов на выплаты по травматизму и профзаболеваниям;
- вести учет расходов на выплаты по ВНиМ.
Не будет у страхователей и права обращаться в ФСС за средствами на страховые выплаты работникам сверх начисленных взносов по ВНиМ (пп. "а" п. 3 ст. 2 законопроекта).
Зато у них появятся новые обязанности. Так, работодатели должны будут консультировать сотрудников, а также сообщать ФСС, когда застрахованное лицо утратит право получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком (абз. 6 пп. "б" п. 3 ст. 2 законопроекта).