Федеральная Нотариальная Палата письмо от 19 сентября 2016 г. N 3329/03-16-3


Цель нашей компании - предложение широкого спектра бухгалтерских и юридических услуг на постоянно высоком качестве обслуживания.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА
 
ПИСЬМО
от 19 сентября 2016 г. N 3329/03-16-3
 
Для сведения и использования в работе направляю копии писем, в которых по запросам Федеральной нотариальной палаты высказано мнение Министерства финансов Российской Федерации по поводу:
- взимания нотариального тарифа за удостоверение доверенности, предусматривающей передачу одним лицом другому лицу нескольких полномочий (исх. N 03-05-05-03/47972 от 16.08.2016);
- уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права долевой собственности на основании нотариально удостоверенной сделки (исх. N 03-05-05-03/47976 от 16.08.2016).
 
Президент
Федеральной нотариальной палаты
К.А.КОРСИК
 
 
 
 
 
Приложение
 
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 16 августа 2016 г. N 03-05-05-03/47976
 
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права долевой собственности на основании договора купли-продажи и сообщает.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ, с этого же срока действует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
В силу части 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Федеральным законом N 122-ФЗ. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 2 000 рублей, организациями - в размере 22 000 рублей.
На основании пункта 2 статьи 333.18 Кодекса в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 Кодекса, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
Поэтому в случае государственной регистрации доли в праве общей собственности, возникающей с момента государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества на основании договоров купли-продажи, дарения, мены, ренты, каждым физическим или юридическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, умноженных на размер доли в праве собственности, на основании пункта 2 статьи 333.18 Кодекса.
Например, в случае приобретения квартиры в равнодолевую собственность пяти физических лиц (доли в праве равны 1/5) государственная пошлина за государственную регистрацию прав уплачивается каждым физическим лицом в размере 400 рублей (2000 * 1/5 = 400 рублей).
Однако при государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано с государственной регистрацией права на объект недвижимого имущества (например, наследование по закону или по завещанию, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива) и осуществляется по желанию собственника, каждым физическим или юридическим лицом должна уплачиваться государственная пошлина в полном размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса (2000 или 22 000 рублей), независимо от государственной регистрации ранее возникшего до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ права собственности на объект недвижимого имущества наследодателя.
 
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ
 
 
 
 
 
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ПИСЬМО
от 16 августа 2016 г. N 03-05-05-03/47972
 
Департамент налоговой и таможенной политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу взимания нотариального тарифа за нотариальное удостоверение доверенности от одного лица другому лицу, в которой предусмотрено несколько передаваемых полномочий, и сообщает следующее.
В силу статей 185 и 185.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При этом ГК РФ не предусматривает ограничения количества полномочий, передаваемых представителю (представителям) по одной доверенности.
Согласно статье 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом взимается нотариальный тариф, соответствующий размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, взимается нотариальный тариф в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ о нотариате.
Статьей 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, в частности, за удостоверение доверенностей, в отношении которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма.
Подпунктами 1 - 2, 15 - 16 пункта 1 статьи 333.24 Кодекса определены самостоятельные размеры государственной пошлины за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), прочих доверенностей, требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения имуществом, на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами.
Поэтому в случае, если в одной доверенности определены полномочия представителя по совершению определенных действий или сделок, нотариальное удостоверение которых требует как обязательной нотариальной формы, так и необязательной нотариальной формы, то, по мнению Департамента, за удостоверение такой доверенности должен уплачиваться нотариальный тариф, равный размеру государственной пошлины, определенной статьей 333.24 Кодекса за удостоверение полномочия, требующего обязательной нотариальной формы.
В случае, если в одной доверенности определены полномочия представителя по совершению определенных действий или сделок, нотариальное удостоверение которых требует обязательной нотариальной формы, то, по мнению Департамента, за удостоверение такой доверенности должен уплачиваться нотариальный тариф, равный наибольшему размеру государственной пошлины, установленной статьей 333.24 Кодекса за удостоверение полномочия по совершению определенного действия или сделки, входящего в указанную доверенность.
При этом сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
 
Директор Департамента
А.В.САЗАНОВ

Поделится записью
Вернуться к списку
comments powered by HyperComments